Литва сделала 39 замечаний к строительству белорусской АЭС


После того, как белорусская сторона исправит отчёт и переведёт его на литовский язык, в Литве пройдут общественные слушания. Только тогда соседняя страна озвучит свою официальную позицию насчёт создания новой белорусской АЭС.

Среди 39 литовских замечаний большинство — это пробелы в отчёте белорусских экспертов
Оценка воздействия на окружающую среду
По мнению литовских экспертов, в белорусском отчёте не хватает основополагающих данных: карт, тектонических разрезов региона, где будет возведена АЭС, и т.д. Нет и международных и национальных стандартов, которые использовались белорусскими экспертами. К тому же сам процесс подготовки отчёта остался для литовцев непонятным.
Сравнение площадок
Литовская сторона считает, что выбор Островецкой площадки не достаточно обоснован. При выборе места для будущей АЭС прежде всего надо учитывать вредность воздействия на окружающую среду. Поэтому в отчёте должен появиться точный анализ воздействия на среду всех трёх площадок (Островецкой, Краснополянской и Кукшиновской).
Аварии
Белорусские эксперты проанализировали сценарий максимальной проектной аварии летом, а вот последствия зимней аварии не подсчитаны. К тому же белорусы забыли указать тип оцениваемой аварии. Что касается максимальной внепроектной аварии, необходимо показать разные варианты развития событий, в том числе худший из них. При этом нужно учесть скорость ветра, движение воздушных масс и т.д. Белорусские эксперты должны подсчитать загрязнение не только своих территорий, но и литовских. Эти цифры нужно сравнить с максимально разрешёнными.
Ядерное топливо, отходы и выбросы
В отчёте нет информации о безопасности перевозки ядерного топлива для АЭС, а также о том, как перевозка будет влиять на окружающую среду. Каким образом и где будут сохраняться ядерные отходы, также до конца не понятно. Если они будут оставаться на территории АЭС, то их воздействие на среду нужно проанализировать.
Нет в отчёте и общего количества и интенсивности жидких радиоотходов, а также радионуклидов в их составе. Как пример белорусские эксперты приводят активность выбросов в атмосферу на различных российских реакторах, но в отчёте нет информации по выбросам будущей белорусской АЭС. Даже если принять, что эти цифры будут похожи на российские, всё равно не хватает данных о разрешённом в России уровне выбросов.
Добавить нужно и информацию о загрязнении, использовании и выбросе сточных вод и белорусских нормах в этой сфере.
Дозы загрязнения
Островецкая площадка находится ближе остальных к литовской границе и всего в 40 километрах от Вильнюса, население которого составляет свыше 500 000 человек. По международным стандартам риск загрязнения должен быть низким для обеих стран. Поэтому нужно подсчитать общую дозу загрязнения литовской территории.
В отчёте не хватает данных по облучению при нормальной работе реактора. Есть только информация о разных российских реакторах, а доза облучения будущей белорусской АЭС не подсчитана ни для белорусского населения, ни для соседних стран. Не проанализированы и последствия деятельности АЭС для здоровья литовских граждан.
Природа
Из отчёта следует, что радиоактивность литовских почв может увеличиться в 100 раз. Аргумент, что этого не произошло после строительства АЭС в Нововоронеже, не означает, что в литовских почвах не останутся радионуклиды. По этому вопросу нужно провести более глубокий анализ. Необходимо также подсчитать выброс трития и других радионуклидов в реку Вилия на литовской территории.
Беларусь должна позаботиться о том, чтобы состояние Вилии не ухудшилось в связи с введением в строй новой АЭС. Литовская часть Вилии — это территория, охраняемая государством. Там живут редкие виды рыбы (лососёвые, речные миноги, ханкинский горчак и др.)
Самолёты
В отчёте нет информации о воздушных коридорах с различными площадками под будущую АЭС, насколько часто там летают самолёты и как близко от площадок находятся аэродромы. Это необходимо знать, чтобы сравнить все три площадки.
Белорусские эксперты уверяют, что будущий реактор выдержит падение самолёта, но что это за самолёт, каков его вес и скорость падения, непонятно.
Мониторинг среды и спасательные акции
Белорусская сторона планирует чрезвычайные действия по охране территории в радиусе 20 километров, в то время как международные стандарты требуют радиуса в 25 км.
Эксперты говорят о мониторинге окружающей среды и пищевых продуктов на территории Беларуси. Однако сами авторы отчёта отмечают, что эти меры будут проводиться на территории 300 км вокруг АЭС. Получается, что они обошли большую часть Литвы. Нет в отчёте и информации о спасательных акциях населения в случае аварии. В этой области Беларусь должна тесно сотрудничать с другими странами. Меры в чрезвычайных случаях на АЭС — это дело международного значения.
Литовская сторона не нашла в отчёте ответов на следующие вопросы:
1. Какая организация будет отвечать за радиационную безопасность? Реально ли она сможет принимать меры по безопасности во время строительства и после введения АЭС в эскплуатацию?
2. Заверит ли Беларусь компетентные кадры, техническую помощь и независимые оценки радиационной безопасности в соответствии с международными рекомендациями?
3. Сколько часов в год будет работать АЭС? В тексте отчёта попадаются различные данные.
4. Что означает термин "Установленное количество тяжёлых выбросов"? Кто это количество установил? В каких документах и для каких условий определено это количество? Для какого типа реактора в отчёте приводятся данные? Какое отношение они имеют к будущей белорусской АЭС, в которой другая мощность и, возможно, другая схема построения, оборудования и технологии?
5. Как было подсчитано воздействие на население при максимальной проектной и внепроектной авариях?
6. Какая технология будет применяться при подаче промышленной воды из Вилии на АЭС?
7. Какие страндарты охраны окружающей среды будут использоваться?
8. Увеличит ли деятельность белорусской АЭС температуру воды в Вилии? Этот аспект очень важен, потому что термальные изменения имеют большое воздействие на флору и фауну, особенно на виды, обитающие только в холодных водах.
Как узнало Еврорадио в литовском Министерстве окружающей среды, белорусская сторона пока ничего не ответила литовским коллегам.
 "Салiдарнасць"