Руководитель представительства Еврокомиссии (ЕК) в Литве Арнольдас Пранцкявичюс сказал, что возможности Евросоюза (ЕС) приостановить проект Островецкой атомной станции (АЭС) очень ограничены. По словам дипломата, юридически у ЕС очень мало возможностей влиять на проекты за пределами ЕС. Мы имеем дело с Белоруссией, которая является далеко не демократическим государством и в которой уже много лет действует авторитарный режим. Самое большое, что может сделать ЕС, это требовать, чтобы Белоруссия начала соблюдать рекомендации стресс-тестов АЭС, проведенные регуляторами независимой атомной энергетики ЕС.
По словам А.Пранцкявичюса, приостановить проект не на своей территории для ЕС юридически невозможно. Даже внутри ЕС каждое государство само определяется относительно своей энергетической политики.
"Эта электростанция строится не на территории ЕС, в третьем государстве - в Белоруссии. Возможности ЕС преградить путь любому проекту в третьем государстве очень ограничены. По сути каждое государство само определяется относительно своей энергетической политики. И даже внутри ЕС есть государства, которые проводят политику атомной энергетики, но есть государства, которые не проводят. Некоторые государства решили совсем остановить атомную энергетику, например, Германия, Другие - наоборот - Франция, Финляндия, которые строят свои новые мощности и видят в атомной энергетике будущее. Так что реально, с юридической позиции, очевидно, что ЕС не может приостановить проекты в третьих странах", - сказал ЭЛЬТА руководитель представительства ЕК в Литве А.Пранцкявичюс.
По словам дипломата, что атомную безопасность ЕК расценивает как главную тему в дальнейших отношениях ЕС с Белоруссией.
"Это оружие, инструмент, для которого мы должны требовать соблюдения самых высоких требований международной ядерной безопасности. Без каких-либо сомнений, в случае аварии вред ощутили бы не только Литва и Беларуси, но и соседние страны. ЕК, понимая это, в течение последних двух лет обуславливала любой диалог с Беларусью, особенно в сфере энергетики по вопросу безопасности Островца. Было остановлено финансирование, пока Беларусь не начнет говорить и сотрудничать для обеспечения безопасности этой станции", - сказал А. Пранцкявичюс.
После проведения стресс-тестов, которые оценивала Европейская группа ведомств по регулированию ядерной безопасности (ENSREG), признано, что Островецкая АЭС не соответствует критериям безопасности. Беларуси были представлены выводы и рекомендации для дальнейших действий на Островецкой АЭС. По словам А. Пранцкявичюса, ЕК, проявляя солидарность с Литвой, требует, чтобы Беларусь осуществила эти рекомендации.
"Эти результаты показали, что есть несовершенства и вопросы относительно безопасности строящейся АЭС. Один вывод по поводу сейсмических требований в случае землетрясения или другого климатического происшествия. Рекомендации и выводы представленные ENSREG - это то, что сегодня на столе переговоров с Беларусью. Это осуществление может длиться долго, оно сложное, так как немало проблем в этом большом отчете", - скакал А. Пранцкявичюс.
Но, по словам руководителя ЕК в Литве, практика показывает, что дипломатия с Беларусью сложная. Сложно доверять решениям руководства Беларуси, част они бывают противоречивыми и несоответствующими международному праву. По словам дипломата, мы имеем дело с очень важным соседним государством, но в нем не существуют институты демократии.
"Мы имеем дело с государством, которое далеко от демократического, в котором много лет действует автократический режим. Государство, которое является членом Евразийского союза, у которого общий союз с Россией. Очевидно - мы до конца не можем предугадать или знать, какими будут решения руководства Беларуси, насколько они будут независимыми и действительно конструктивными. Мы имеем дело не с ЕС и НАТО, в которых действует демократия, система верховенства права, уважаются права человека и свобода слова. Мы имеем дело с очень важным соседим государством, но в нем не существуют институты демократии", - сказал А. Пранцкявичюс.
С другой стороны, дипломат признает, что диалог с Беларусью сейчас уже возможен, по сравнению с прошлым десятилетием. По словам А. Пранцкявичюса, это дает некоторую надежду обсуждать с Беларусью и самые сложные вопросы, но неясно, удастся ли договориться.
"Хорошо, что Беларусь все больше выходит из дипломатической изоляции, в которой находилась более десяти лет, особенно во время режима санкций. Когда действовали санкции ЕС в отношении режима Беларуси по причине фальсифицированных выборов, ограничений свободы слова, ограничения свобод ассоциаций и других проблем. Санкции были суспендированы и диалог с Беларусью был возобновлен, когда А. Лукашенко выпустил последних политзаключенных. Это сигнализировало о возможности обсуждать с Беларусью и самые сложные вопросы, но неясно, договориться ли", - сказал глава представительства ЕК в Литве.
ЭЛЬТА