Руководство БелАЭС подробно рассказало, как упал первый корпус реактора, что произошло в пути со вторым корпусом. И когда в Беларусь прибудет новый корпус.
Анатолий Бондарь, главный инженер БелАЭС, сообщил, что к концу октября корпус реактора для 2-го энергоблока атомной станции должен прибыть в Беларусь:
— Он находится сейчас в Великом Новгороде, как и парогенераторы для второго блока, а также транспортный шлюз — для первого блока. В данный момент корпус реактора для 2-го блока уже погружен на железнодорожную платформу. И 12−13 октября ожидается отправка на БелАЭС. Железнодорожный участок предполагается покрыть примерно за 2 недели. К концу октября мы ждем его прибытия. Аналогично по графику будет и поставка парогенераторов. Также сейчас решается вопрос по логистике транспортного шлюза для блока 1. Пожалуй, это самое крупногабаритное оборудование, поэтому вопросы транспортировки сначала нужно решить в самом Великом Новгороде. Все идет по графику. Каждая транспортная операция тщательно готовится.
Напомним, на станции уже установлен корпус реактора в первом энергоблоке. Однако история этой установки не обошлась без неприятностей.
Директор станции Михаил Филимонов подробно рассказал про неудачную попытку установки корпуса реактора в первый энергоблок, а потом — неприятность при транспортировке корпуса, который прислали на замену.
— У нас действительно с первым корпусом реактора произошел инцидент. При монтаже был разработан и проект производства работ, были необходимые механизмы, однако сыграл роль человеческий фактор. В результате монтажная организация при установке корпуса допустила падение корпуса на землю. А так как мы объявили, что ядерная безопасность является приоритетной, и следуем этой политике, мы поставили вопрос о замене другим корпусом, который не был в таких ситуациях. Нашли понимание с российскими партнерами. И произвели замену. Да, мы сознательно пошли на превышение сроков (строительства АЭС. - Прим. TUT.BY), но безопасность станции превыше всего.
В настоящее время другой корпус смонтирован, работы идут. Но, напомним, при перевозке в Беларусь корпус, присланный на замену, задел опору электропередачи.
— Что точно произошло, нашли ли виновных? Сделали ли вы какие-то выводы?
— При транспортировке второго корпуса в Беларусь во время маневровых работ корпус своими защитными чехлами коснулся опоры электропередачи. Именно коснулся, опора как стояла, так и стоит на своем месте, это говорит о ничтожности (удара. — Прим. TUT.BY). Опора бетонная, если бы было хоть малейшее усилие, она бы была разрушена. А значит, была бы остановка движения поездов. Никакой остановки движения поездов не было.
Да, была отметина на защитном патрубке. Мы это тщательно изучили, это малозначительная, но неприятная ситуация. Тем не менее она не принесла никаких последствий.
Да, была отметина на защитном патрубке. Мы это тщательно изучили, это малозначительная, но неприятная ситуация. Тем не менее она не принесла никаких последствий.
Подрядчик, вице-президент АЭС Виталий Медяков добавил:
— Этот корпус на площадке дополнительно обследован с участием представителей заказчиков. Состояние корпуса было признано удовлетворительным. Провели дополнительное взаимодействие с представителями БелЖД, чтобы не допустить такого повторного случая. Обсудили, чтобы поезд шел по подъездным путям, чтобы не допустить такого столкновения. График движения составляется с учетом минимального прохождения встречных поездов.
Снежана Инанец / Фото: Дмитрий Брушко