Будет ли Беларусь строить АЭС на деньги россиян?

По данным Belarustoday.ru от 26 июня, вице-премьер страны В. Семашко сообщил, что для новой атомной электростанции Беларусь выбрала российский реактор ВВЭР–1000. По его словам, один из самых надежных в мире. Реакторы такого типа установлены в России и Китае, их планируют закупать Иран и Индия.
Еще в 2007 году президент Беларуси А. Лукашенко утверждал, что атомная электростанция необходима стране для диверсификации энергетической зависимости от российского природного газа, поскольку энергоресурсы зачастую подчиняют экономику политике. Вероятно, поэтому Минск планировал международный тендер на строительство АЭС с привлечением к участию специалистов из Франции и США.
Как считает профессор Высшей школы экономики России А. Суздальцев, А. Лукашенко прекрасно понимает важность «мирного атома». По словам профессора, собственная АЭС – это своего рода страховой полис для внешней политики Беларуси с ее авторитарным режимом. Но поскольку ни американцы, ни французы не хотят участвовать в белорусском проекте, то выбора не было – оставалось только сотрудничество с Россией, несмотря на то, что А. Лукашенко этого и не хотел.
Итак, достигнута договоренность о том, что строительство АЭС будет осуществлять российская компания «Атомстройэкспорт». Со 100-процентным финансированием за счет кредитов РФ, а не на 85 проц., как это принято в международной практике. Хотя коммерческие договоры уже подготовлены, рамочное соглашение может быть подписано только осенью. Сейчас Минск ждет решения Министерства финансов России относительно кредитной линии в размере 9 млрд. долларов США.
Место, выбранное для строительства АЭС, находится близ поселка Островец (Гродненская обл.), это недалеко от границы с Литвой. Год ввода в строй первого блока – ориентировочно 2016-й, второго – 2018-й. Планируемая общая мощность АЭС – порядка 2000 МВт.
Замдиректора Института проблем энергетического развития С. Комаров утверждает, что новый проект позволит России «в период кризиса создать новые рабочие места, будет интересен с точки зрения развития кадров и накопления опыта». По его словам, цена будет соответствовать мировому уровню, и это «реальные деньги, которые удастся заработать».
Российский академик Н. Пономарев напоминает, что идея строительства АЭС в Беларуси родилась еще в советские годы, но была «заморожена» из-за Чернобыльской аварии. Сегодняшние настроения белорусов социологи оценивают как «средней степени заинтересованность».
Есть и скепсис в стане специалистов. Так, эксперт Международного социально-экономического союза И. Шкрадюк подчеркивает, что реакторы типа ВВЭР-1000 не слишком надежны, приводя в качестве примера аварию похожего реактора на подводной лодке. Кроме того, в случае реализации проекта на АЭС в Беларуси было бы сконцентрировано около 12 проц. от мощности всей энергосистемы страны – плановая или аварийная остановка была бы чревата серьезным риском для сетей передачи электроэнергии. И еще: сомнительно, что наличие АЭС уменьшит энергетическую зависимость Беларуси от России, ведь именно там придется закупать ядерное топливо, которого в 2016-2018 годах у России не будет в избытке, так что не исключено повышение цен.
Даже в российских коридорах власти порой звучат сомнения, а нужна ли АЭС Беларуси, если страна может получать электроэнергию со Смоленской АЭС. «Росатом» поддерживает новый белорусский проект. Однако в целом вопрос: «А надо ли строить?» – продолжает оставаться открытым.
Аушра Радзявичюте, www.geopolitika.lt