Войтович: С россиянами по АЭС найдут компромиссный вариант

Тема строительства в Беларуси атомной электростанции по-прежнему "висит в воздухе". Найдут ли белорусская и российские стороны компромиссный вариант? Что не устраивает Россию? Будет ли в Беларуси построена АЭС? Об этом корреспондент Euramost.org беседует с экс-президентом Национальной академии наук Беларуси Александром Войтовичем.
Как известно, в начале августа первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что Беларусь пока не планирует создавать с Россией совместное предприятие по сбыту электроэнергии будущей АЭС. Ранее ряд СМИ сообщили, что Россия отказывается подписывать межправительственное соглашение о строительстве АЭС до создания СП, которое займется продажей электроэнергии будущей станции. Российская сторона якобы настаивает на своей доле в СП в размере не менее 50%, сообщил анонимный источник в белорусских госорганах. По его словам, таким образом Москва рассчитывает получать как минимум 50% доходов от сбыта электроэнергии, которую будет вырабатывать белорусская АЭС в случае ее строительства за счет российского кредита, передало БелаПАН.
Семашко подтвердил, что российская сторона одним из условий подписания пакета соглашений по строительству АЭС выдвигает создание СП по организации сбыта электроэнергии будущей белорусской АЭС. Вместе с тем, подчеркнул он, Беларусь "не предполагает создание СП".
Посетил строительную площадку вблизи границы с Литвой, где Беларусь планирует соорудить атомную электростанцию, и премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс. По впечатлению премьер-министра, какая-то подготовка в Островецком районе ведется, но белорусы не смогли его убедить в том, что все планы будут полностью реализованы. "Подготовительные работы мы вроде бы видели, но это все еще больше начальный этап, и нельзя сказать, что работа в разгаре, и ее не остановить", - сказал BNS после посещения места строительства электростанции А.Кубилюс.
Кстати, сейчас стало известно, что правительство Литвы внесло изменения в план мероприятий по реализации национальной энергетической стратегии относительно предполагаемой даты начала эксплуатации новой АЭС. "Реальной дата начала эксплуатации новой АЭС являются 2018-2020 годы. В мерах вписан 2020 год - то есть должно быть не позднее 2020 года. Если случится раньше, то это будет раньше", - заявил после заседания правительства министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас. Прежняя редакция плана предусматривала начало эксплуатации новой АЭС в 2015 году.
- Сегодня мне трудно прогнозировать вопрос строительства АЭС в Беларуси, но совершенно понятно, что Россия хочет быть уверенной, что деньги, потраченные на эту станцию, вернутся, - говорит Александр Войтович. – Отсюда и требования войти в долю и хотя бы из прибыли за электроэнергию вернуть финансы. Не понимаю только, почему это не устраивает белорусскую сторону. Мы же просим деньги. А значит надо идти на какие-то уступки.
- Но раньше такие условия россияне не ставили…
- Да, не ставили, но ведь и политическая ситуация была другая. Не было такого противостояния, которое наблюдается сейчас. Да и все мы помним заявление российского министра финансов, который публично усомнился в кредитоспособности белорусской стороны. Поэтому они и хотят для себя гарантий.
- Какова ваша позиция: нужна нам АЭС или нет?
- Я – ученый-физик, а поэтому больше склоняюсь в пользу строительства станции, потому что атомную энергетику надо развивать. Но, наверное, не я первый говорю, что она должна быть построена по всем мировым стандартам, в соответствии с Орхуссой конвенцией. Должно быть широкое обсуждение проблемы с населением, которое проживает в районе строительства АЭС, нужно активно советоваться со странами-соседями. Но самое главное в атомной электростанции – это ее безопасность.
- На ваш взгляд, будет ли построена в Беларуси АЭС?
- Думаю, что будет, а с россиянами все-таки найдут компромиссный вариант. Тем более, что у России требования не такие уж и жесткие. Такого ведь не бывает, что вам кто-то просто так дал деньги, и вы будете делать с ними что хотите. Каждый желает иметь свою выгоду. Те же китайцы, например, если и предлагают деньги, то это связанные кредиты. Но там товары, которые можно купить везде. А здесь, когда строится АЭС, не так много стран, которые владеют технологиями строительства атомных станций. Какие-нибудь три фирмы в мире. Поэтому я понимаю, что россияне в такой ситуации могут диктовать условия. Другого выхода у нас нет, коль уж взялись за такой проект.
- А как насчет сбыта электроэнергии, если станция все-таки будет построена?
- Обо всем этом надо думать. Кстати, я думаю, что решили строить АЭС именно в Островецком районе именно по причинах сбыта электроэнергии, недостаток которой был и в Калининградской области, и Прибалтике после того, как была выведена из эксплуатации Игналинская АЭС. Теперь ситуация меняется, но это, как говорят, уже второстепенные вопросы. Ведь до сих пор неизвестно, сможет ли белорусская сторона договориться с российской.
Александр САМУСЕВИЧ, euramost.org