Межведомственной комиссией по сооружению атомной электростанции в Республике Беларусь принято решение о замене корпуса реактора на Белорусской АЭС. Соответствующее уведомление Министерство энергетики направило российской стороне.
Данное решение озвучил Министр энергетики Республики Беларусь Потупчик В.Н. во время рабочей поездки в Тюменскую область, отвечая на вопросы журналистов по данной теме.
Руководство российской государственной корпорации «Росатом» с пониманием отнеслось к этому сообщению.
«Мы выполним это требование заказчика, оно было для нас ожидаемым. Мы уже заявляли, что отнесемся к такому решению с уважением, понимая, по какой причине оно может быть принято, потому что общественная приемлемость атомной энергетики - не менее важный приоритет, чем её безопасность. Будем обсуждать с заказчиком детали, связанные с его реализацией», - цитирует, в частности, агентство ИНТЕРФАКС сообщение госкорпорации.
Комментарии специалистов:
Юргис Вилемас, председатель Ассоциации экономической энергетики Литвы
По мнению председателя Ассоциации экономической энергетики Литвы Юргиса Вилемаса, решение Беларуси заменить реактор после якобы падения – это исключительно политическое решение.
«Замена – наилучшее решение с точки зрения политики и влияния на общественное мнение. Несмотря на то, что реактор следовало внимательно изучить, прежде чем менять, подобное решение белорусских властей – это политический реверанс в сторону соседей».
Также академик подчеркнул, что проект белорусской АЭС находится на уровне наивысших мировых стандартов.
«Это современный проект реактора, равноценный, ни в чём не уступающий тем, что есть сейчас на рынке. И конкурентов у России на рынке очень мало», - отметил Юргис Вилемас.
Иван Куликов, доктор физико-математических наук, бывший руководитель лаборатории оборудования ядерных энергетических установок и рэсурсоберагальных технологий «ОИЭиЯЫ-Сосны»:
«Литва все равно останется недовольна самим фактом строительства станции, вне зависимости, установят новый корпус или оставят старый. Если бы Литва действовала в экономическом поле, то уже давно можно было бы обсудить варианты сотрудничества. По моему мнению, проект Белорусской станции безопасен, строится в строгом соответствии с международными нормами, все делается открыто. Я, к примеру, очень положительно оцениваю запуск первого блока Нововоронежской АЭС, который референтен нашей станции. Может быть Литва, в конце концов, успокоится, когда увидит, что энергоблок отлично работает».
Сергей Максименко, профессор, НИИ «Институт ядерных проблем» Белорусского государственного университета:
«На каком основании могут быть претензии? Да, корпус реактора коснулся земли. Но его же планируется заменить по просьбе белорусов! И это - свидетельство ответственного отношения, как со стороны Беларуси, так и со стороны Росатома. Не Литва должна говорить и оценивать наше строительство - всё находится под контролем МАГАТЭ. А позиция Литвы – исключительно политика. Конструкции могут быть разными – но стандарты в области безопасности одни и те же. Всего есть несколько производящих компаний, и МАГАТЭ ко всем предъявляет одни и те же требования. Росатом - совершенно признанная в мире организация, строит реакторы по всему миру, в Индии и других странах. Вся её деятельность находится под контролем МАГАТЭ».
Анатолий Покидышев, Совет ветеранов Игналинской АЭС:
«Политический пиар со стороны Литвы все равно будет продолжаться, вне зависимости от того, что будет делать Беларусь. Беларусь же не возмущается, что у Литвы есть хранилище с отработанным ядерным топливом – это тоже риск, но все всё понимают, и МАГАТЭ постоянно контролирует ситуацию. И на БелАЭС они были – глава МАГАТЭ публично заявил, что по всем отчетам эта станция, учитывая последние технологии, – одна из лучших и соответствует всем стандартам.
Здесь явно политическая подоплека, выборы в Сейм. Кто-то пиарится за счёт этого. А бояться ничего не нужно – БелАЭС – инновационная станция, Росатом вкладывается в этот проект с душой, приоритеты безопасности и общественной приемлемости при реализации своих атомных проектов для них на первом месте. Система защиты усовершенствована, если раньше был нужен человек, то сейчас все автоматизировано».
Максимович Дмитрий, сотрудник института «ОИЭиЯИ-Сосны», белорусский атомщик:
«Поменять корпус реактора – это себя обезопасить. Будем надеяться, это действие сможет продемонстрировать Литве ответственность со стороны «Росатома» и Беларуси и готовность к открытому диалогу. Хотя, отмечу, российские специалисты досконально проверили корпус реактора, убедились в его целостности и передали документы в Госатомнадзор Беларуси. С корпусом реактора ничего критичного не произошло».
Николай Груша, бывший зам. ГД ГНУ «ОИЭсЯи-Сосны»:
«Я считаю, что решение о замене - правильное. Раз «Росатом» согласился с предложением белорусской стороны, значит, они считают это лучший вариант, тем самым продемонстрировав приоритет вопросов безопасности и понимание роли общественной приемлемости. Чтобы не шумела братия литовская. Зато как раз в связи с заменой корпуса реактора у Литвы будет меньше поводов упрекать Беларусь и Росатом, и это пресечет разговоры про бракованные корпус.
На БелАЭС ведь смотрят как на образец. У Росатома есть другие заказчики - Турция, Бангладеш, Египет, Венгрия и Росатом относится с ответственностью к тому, что строит. Пример Беларуси – яркое тому доказательство. Более того, существуют много контролеров и служб безопасности со стороны Беларуси, которые работают на БелАЭС и следят за развитием ситуации на стройке. Но Литву это, боюсь, не успокоит».