Как Белоруссия, построив новую атомную электростанцию, будет хранить использованное ядерное топливо и радиоактивные отходы?

Как Белоруссия, построив новую атомную электростанцию, будет хранить использованное ядерное топливо и радиоактивные отходы? На этот вопрос, по словам официальных учреждений Литвы, ответа нет. Между тем белорусы заверяют, что все спланировали и предусмотрели, и утверждают, что это будет безопасно, как и вся новая атомная электростанция. 
Организовавшие в Островце дискуссию о новой АЭС белорусы утверждают, что могут ответить на все вопросы. А утверждения Литвы о недостатке информации – это затягивание процесса, поскольку якобы все ответы Литва получила в апреле этого года и даже на литовском языке. Литва заявляет, что это информация 2009 года, к которой было много упреков, переведенная на литовский язык. 
Литве не хватает ответов 
Позицию Литвы, что на существенные вопросы по поводу новой АЭС до сих пор не даны ответы, поддержали и комитет по выполнению конвенции Эспоо, которая регламентирует процесс оценки воздействия на окружающую среду потенциально опасных проектов, включая строительства АЭС. В апреле этого года комитет признал, что Белоруссия, выполняя проект атомной электростанции, нарушила конвенцию. 
Один из вопросов, который не дает покоя Вильнюсу, касается использованного ядерного топлива и радиоактивных отходов. Утверждается, что Литве до сих пор не предоставлена информация о планах Белоруссии, как она намеревается приводить в порядок радиоактивные отходы и использованное ядерное топливо. Поэтому есть подозрения, что все это будет храниться на территории АЭС или рядом с ней, около границы с Литвой. Подозрения вызывают и прежние планы Белоруссии передать ядерное топливо России, поскольку ее правовые акты запрещают импортировать радиоактивные отходы. 
У белорусов есть план 
Главный инженер дирекции Белорусской АЭС Анатолий Бондарь утверждает, что план по поводу того, что будут делать с использованным ядерным топливом и радиоактивными отходами, есть: использованное топливо увезут в Россию, с которой уже подписаны соглашения. 
А другие радиоактивные отходы белорусы будут хранить сами. По крайней мере, в течение 10 лет – на той же территории в Островце, где будет стоять новая атомная электростанция. «Для этого не нужны никакие соглашения. Вопросы решены в проекте. Радиоактивные отходы, которые образуются в результате действия ядерного реактора, будут храниться на территории АЭС, в специально построенном хранилище радиоактивных отходов. В проекте предусмотрено хранение на 10 лет и больше», — сказал инженер. 
Что будет через 10 лет, неизвестно – якобы за это время Белоруссия определится и или будет расширять хранилище на территории АЭС, или построит республиканское хранилище радиоактивных отходов. 
Оценивают осторожно 
Директор Литовского института энергетики, профессор Эугениюс Ушпурас с осторожностью оценивает такие заявление белорусов – если Белоруссия будет делать так, как говорит, тогда проблема на самом деле будет решена. Но гадать, можно ли верить таким разговорам, профессор не захотел, но заметил одну вещь – белорусы намереваются строить реакторы типа WWER, которые потом с экономической точки зрения выгодно перерабатывать. 
«Самая большая проблема – что будут делать с использованным ядерным топливом. Если они сумеют вывезти его, у них есть соглашения, может и хорошо. Мы не могли увезти его из Игналинской АЭС в Россию, поскольку у нас было мало обогащенное топливо, его экономически было невыгодно его перерабатывать. Помимо этого, мы уже живем в разных странах. Они тоже живут в разных странах, но строй в этих странах похож и т.д.», — сказал руководитель Института энергетики. 
По его словам, во всем мире процесс похож – поначалу использованное ядерное топливо хранится в самой АЭС, поскольку он слишком горячее для транспортировки. «А примерно через 5 лет можно и транспортировать, это решается технологически. Тем более у Белоруссии общая граница с Россией, не нужно везти через другие страны. Конечно, перевоз будут контролировать сотрудники МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), думаю, будут установлены камеры наблюдения», — объяснил эксперт в области энергетики. 
Другие радиоактивные отходы, по словам Э.Ушпураса, также могут храниться на территории АЭС, помимо этого, они не такие опасные. 
Не верит, что осенью будет лицензия 
Э.Ушпурас говорит, что не верит в то, что строительство будет идти в таком быстром темпе, как заявляют белорусы. «Белоруссия должна придерживаться всех международных требований. Они в 2009 г. представили свой отчет, у Литвы были свои замечания. Однако до сих пор они не сумели ответить на те вопросы, которые задали литовцы, а я не думаю, что там были очень сложные вопросы, на которые невозможно ответить. Мне кажется, что это скорее халатность, нежели неспособность ответить. Возможно, они подумали – мы поддержали проект Висагинской АЭС, может, литовцы поддержат отчет о воздействии Островецкой АЭС на окружающую среду», — размышлял профессор. 
Он также выразил сомнения по поводу того, будет ли выдана в сентябре лицензия на строительство АЭС, как заявляют белорусы. Якобы для этого нужен не только отчет о воздействии на окружающую среду, но предварительный отчет об оценке безопасности, в котором – вся информация о том, как будет ликвидирован любой инцидент на АЭС. По словам Э.Ушпураса, такие отчеты сами белорусы готовить не будут, скорее всего, попросят о помощи коллег из России. И рассмотрение отчета может затянуться не на один месяц или год. «Если они недавно получили этот отчет, то до осени точно не успеют выдать лицензию», — считает Э.Ушпурас. 
Э.Ушпурас сказал, что сам не был на месте строительства АЭС, но у него вызывают подозрения заявления некоторых официальных представителей Белоруссии о том, что пока только кладут фундамент, но не заливают. «Строительство ядерного реактора начинается тогда, когда заливается первый бетон. Но он не может быть залит раньше, чем получена лицензия», — уверен директор Института энергетики. 
Строители Белорусской АЭС, представители министерств утверждают, что фундамент для будущих реакторов АЭС пока не заливают, а укрепляют дно и края котлованов. 
15min.lt